04.03.2024
это профессиональная деятельность взрослых,
взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и
погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои
индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации,
образования и др.
Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых
направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его
успешного обучения, социального и психологического развития.
В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом
ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему
максимально использовать предоставленные возможности для образования или
развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к
заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.
В основе психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса заложены следующие принципы:
-принцип системности - существование
алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений
деятельности психолога;
-
принцип ценности и уникальности личности,
приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в
признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а
как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает
ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное,
физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
-
принцип целостности - при любом
психологическом воздействии на личность необходимо работать со все личностью в
целом во все разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и
прочих проявлений;
-
принцип целесообразности и причинной
обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанным,
должно быть подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать
причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину
явления, а не на его следствия;
-
принцип своевременности - любое
психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее
благоприятных для его высокой эффективности условиях;
-
принцип активности ребенка в
образовательном процессе;
-
принцип практической направленности
- формирование универсальных учебных действий, способности их применять в
практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с
разными источниками информации; работа в
сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего,
ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как
работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее
умение в интеллектуальном развитии школьника);
-
принцип эмоционально-ценностной
ориентации учебно-воспитательного процесса;
-
принцип охраны и укрепления психического
и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у
детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдение режима дня, эффективного и
бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной
жизненной ситуации.
Цель
психолого-педагогического сопровождения: содействие созданию
социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и
обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья
и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и других участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса:
-
психологический анализ социальной
ситуации развития в образовательном
учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения,
путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в
гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
-
мониторинг психолого-педагогического
статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного
обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
-
содействие реализации (выполнению)
требование федерального государственного образовательного стандарта к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования;
- разработка
и внедрение психологических программ, направленных на преодоление
отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных
явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей
адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений
в развитии обучающихся;
-
содействие формированию у
обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его
культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса;
- содействие
педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании
обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности,
милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному
социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
-
распространение и внедрение в
практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и
зарубежной психологии;
-
взаимодействие с подразделениями
общеобразовательного учреждения (психолого-медико-педагогический консилиум,
совет профилактики и др.), с другими образовательными учреждениями,
организациями здравоохранения и социальной защиты.
Приоритетными
видами работы в условиях введения основных положений федерального
государственного стандарта при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые
исследования), коррекция и экспертиза.
Основные
виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического
сопровождения:
- Психологическое просвещение (и
образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных
представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательного
учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в
интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных
нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется
педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами
(социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через
различные формы работы (семинары, выступление на родительском собрании и
педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, круглый стол и
т.д.), которые должны быть практико-ориентированными.
- Диагностика
(индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на
протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и
склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и
воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и
механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с
целью проектирования индивидуального
образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых
компетенций. Проектирование образовательных программ предполагает изучение
стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе
на основе психолого-педагогической диагностики, и следовательно, предполагает
построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса. Только позиция взаимодействия и сотрудничества позволит совместно
разработать образовательные программы для каждого ребенка. Планирование
индивидуального маршрута развития ребенка - это комплексная работа специалистов
школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его
реализации. Реализация комплексного индивидуально-ориентированного
психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного
процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния
здоровья и особенностями психофизического развития (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
-
Развивающая работа
(индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании,
возможности его приобрести и реализация деятельности и общении.
-
Коррекционная работа
(индивидуальная и групповая)-организация работы с обучающимися, имеющими
проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе
диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и
преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе
комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами,
логопедами, врачами, социальным педагогом; коррекцию недостатков психического и
(или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья,
преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного
общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории.
-
Консультирование
(индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в
осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических
проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и
активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых
установок и принятии собственных решений; решение различного рода
психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях,
самосознании и саморазвитии;
При
реализации психологического сопровождения обязательными
являются следующие мероприятия (отражено в планировании):
-
в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоционального состояния
обучающихся, психологического климата в классном коллективе;
-
при переходе обучающихся из дошкольного образовательного учреждения в первый
класс, из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в
старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению
адаптации к новым условиям обучения;
-
проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 1,5,10 классов, в том числе
индивидуальной и/или групповой работы с
обучающимися, имеющими трудности в адаптации;
-
коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные
возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами. (система
психолого-педагогического сопровождения, включающая: систематическое
наблюдение, наличие индивидуальных программ обучения и коррекции, работа со
средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок);
-
психологическое сопровождение одаренных детей. (система
психолого-педагогического сопровождения, включающая: разработка индивидуальных
образовательных маршрутов, формирование адекватной самооценки, охрана и
укрепление физического и
психологического здоровья; профилактика неврозов, предупреждение изоляции
одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической
компетентности педагогов и родителей одаренных детей).
-
психологическое сопровождение детей "группы риска", в том числе из
семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
-
психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (сопровождение
обучающихся 8-11 класс);
-
психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в
форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;
-
профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению
конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального
поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в
семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;
-
размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания
психологической помощи различными организациями (Детский телефон доверия и
т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей;
-
проведение организационно-методической работы, анализа результативности и
эффективности психологического сопровождения.
Любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в
образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для
заинтересованных лиц (родителей, педагогов) в индивидуальной или групповой
форме с учетом сохранения конфиденциальности информации.
При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог сохраняет в тайне сообщаемую ему информацию; использует процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса. Работа с обучающимися проводиться с разрешения родителей (законных представителей).